Вхід
Контакти
Мапа сайту
Телефон:
067 732 6195

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ИЛИ ГРАЖДАНСТВО?

Зображення користувача ПОСТУП.

Знакомый редактор побывал в командировке в Австралии и был поражён активностью тамошнего гражданского общества.
Всё началось с того, что австралийское правительство собиралось принять какое-то постановление, внешне безобидное, но по сути – ущемляющее права трудового народа Австралии. Через два дня после того, как об этом стало известно, сонная страна коал и крокодилов всколыхнулась. На улицы Сиднея, Мельбурна и других крупных городов вышли миллионы людей. Их демонстрации запугали центральную власть настолько, что проект злополучного постановления был отклонён, а в кабинете министров произошли кадровые перестановки.
Знакомый стал разбираться, как такое стало возможным с технической точки зрения. Ведь никаких анонсов предстоящих манифестаций по основным телеканалам Австралии не давали. Выяснилось, что вертикальной организации у данного явления нет. Информация с призывом выйти на улицы исходила от разрозненных активистов – лидеров профсоюзов, руководителей кондоминиумов, правозащитников, блогеров. Примечательно, что среди активистов не было ни государственных, ни муниципальных служащих руководящего уровня. Призывы распространялись через Интернет, смс-рассылку и путём личных контактов.
Гражданские общества в других развитых странах действуют подобным образом. Они не имеют ни формального руководства, ни чего-либо, хотя бы отдалённо напоминающего исполнительную вертикаль власти. Поэтому, дадим приближённое определение Гражданского Общества так: это неформальная самоорганизация гражданско-активной части населения, сигналы которой находят широчайший отклик и понимание среди самых широких слоёв населения. Активист позвал – население откликнулось. Ни власть, ни бизнес в сферу действия гражданского общества могут даже не пытаться лезть, потому что реально это у них почти никогда не получается. Гражданское общество обвинило чиновника во взяточничестве – на следующий день он уволился по собственному желанию. Иначе, засудят и обольют грязью так, что до конца жизни не отмоешься. Почему у гражданских обществ развитых стран такой высокий КПД? За счёт суммы факторов: исторические традиции противостояния свободных горожан и феодалов, развитый институт частной собственности, сформировавшаяся независимая судебная власть. Руководители государства и муниципалитетов (а в некоторых странах – и судьи) избираются на общенародных выборах. А между выборами, как избранных, так и назначенных чиновников контролирует гражданское общество. Этот контроль и делает демократически избранную власть более эффективной. При наличии внешнего кон-троля, воровать у народа и ущемлять его права становится значительно сложнее.
Подчеркнем, что количество и качество активистов в Украине ничуть не уступает зарубежным аналогам. За относительно короткий исторический срок независимости, наши активисты дважды сменили президентов и конституционный строй. Они организовали налоговый и автомобильный майданы и множество онлайн-трансляций общественно значимых событий. Они пытаются, по мере сил, люстрировать отдельных чиновников и депутатов, засовывая их в мусорные баки. Но гражданские активисты пока что не могут добиться проведения фундаментальных и действительно нужных Украине реформ. В стране, где из исторических традиций одно лишь крепостное право да экспроприация буржуев, где большая часть судейского корпуса подкуплена олигархами, активистам ради достижения данной сверхзадачи нужно действовать не так. Попытки слепо копировать модели гражданских обществ развитых стран заранее обречены на провал. Ибо любая полезная общественная инициатива здесь утонет в болоте социальной апатии. Альтернативой классическим гражданским обществам западных демократий у нас должно стать гражданское общество плюс внедренная система Гражданской республики. Вкратце, это система, в которой граждане делегируют полномочия своим представителям, контролируют надлежащее исполнение ими должностных обязанностей и, при необходимости, отзывают. В Гражданской республике больше никто не сможет сказать: «по какому праву Кабмин берёт огромный кредит у МВФ?!» Вместо этого, скажут: «Кабмин взял деньги взаймы, ПОТОМУ ЧТО ЭТО РЕШИЛИ ДЕЛЕГАТЫ ГРАЖДАН». Возможно, мы ошибаемся в целесообразности займа, но это будет наша ошибка и наша общая ответственность.
Ни одно реальное общественное завоевание в истории человечества не происходило без жертв. Сегодня мы приходим к выводу, что в Гражданской республике одного лишь юридического факта гражданства Украины будет недостаточно для права влиять на политику страны. Чтобы решать судьбу страны, нужна ещё и активная гражданская позиция, выраженная в том, что каждый гражданин должен либо лично принимать участие в управлении страной, либо через своего делегата, которого он же и должен постоянно контролировать. Контроль заключается в возможности мгновенного отзыва полномочий у такого делегата и передачи их любому другому лицу. Мгновенно, а не дожидаясь очередных выборов. Любому лицу, которому посчитает нужным гражданин, а не тому, на кого укажут со стороны Центральной Избирательной Комиссии в качестве очередных «кандидатов в депутаты». Пожертвовав всеобщим избирательным правом, мы получим на выходе новую ветвь власти – контролирующую и направляющую действия исполнительных органов. Коррупция в такой системе будет стремиться к нулю, так как подкуп всех или даже простого большинства гражданских активистов слишком дорого обойдётся желающим погреть руки на общественном достоянии Украины.
Виталий Крюков член ГО «Поступ»

Також у цих матеріалах: