Вхід
Контакти
Мапа сайту
Телефон:
067 732 6195

ПРАВО ДАННОЕ, НО ОБДЕЛЕННОЕ

Зображення користувача Геннадій Гросфілер.

Как рядовой гражданин, я не владею информацией, о чем думали депутаты, когда принимали 28 июня 1996 года действующую Конституцию Украины. Возможно, они думали о прописанных в Конституции правах граждан и о своих, в том числе, или о своих отдельно от других. Трудно сказать. Но то, что они не подумали (умышленно либо ввиду других обстоятельств) о реализации данных прав гражданами, так это уж точно.

Статья 41 Конституции Украины гласит: «Кожен має право володіти, користуватися і розпоряджатися своєю власністю. Право приватної власності набувається в порядку, визначеному законом».

Рассмотрим реализацию данной статьи Конституции на примере земельных отношений, определенных Земельным Кодексом Украины в части бесплатной приватизации участков земли. Итак, согласно статей 78, 81, 116, 118, 121 Земельного Кодекса Украины, каждый совершеннолетний гражданин имеет право бесплатно получить в собственность пять земельных участков:
- для индивидуального строительства – 10, 15, 25 соток;
- для строительства собственного гаража – 1 сотка;
- для ведения садоводства – 12 соток;
- для индивидуального дачного строительства – 10 соток;
- для ведения личного сельского хозяйства – до 2 гектаров.

А теперь возникает логичный вопрос: каждый ли совершеннолетний гражданин имел или имеет возможность реализовать фактически свое право бесплатно получить в собственность пять земельных участков? Практика взаимоотношений с органами власти показывает, что попытки осуществления намерений гражданами приобретения земли, к сожалению, в подавляющих случаях оказываются невозможными.

На основании законодательства полномочия выделения земельных участков в границах населенных пунктов отданы органам местного самоуправления, т.е. депутаты местных советов принимают такие решения (не в границах населенных пунктов такие полномочия законодательством даны государственным территориальным органам Геокадастра). В начале предусмотренной процедуры оформления земли гражданин подает заявление в соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка.

Затем следует вынесение вопроса на рассмотрение сессии местного совета для принятия положительного решения или решения об отказе. В общем, исходя из депутатских полномочий, если депутаты посчитают нужным, то реализуют право гражданина, а если не посчитают нужным, то не дадут согласие на бесплатное получение земли. При этом ограничив себя от ответственности за отказ, «отделываются» лишь банальной отпиской, к примеру, мол, «земли свободной нет».

Каковы же основные причины отказа в реализации прав граждан, предусмотренных Конституцией и земельным законодательством в частности?
Причина первая. Полное отсутствие личной заинтересованности депутатов и чиновников в бесплатном выделении земли обычным гражданам. Законодатели изначально не предусмотрели ни в Конституции, ни законах норм ответственности за не реализацию прав граждан буквально каждым чиновником на всех уровнях власти, имеющей прямое отношение к земельным ресурсам Украины. В результате отсутствия таких норм за все время независимости Украины большинство земельных участков оказалось уже в чьих-то руках. В разные годы независимости олигархами, находящимися в сговоре с властью за взятки либо за бесценок были нахапаны огромные площади земли.

Умышленное несовершенство законодательства позволило этим «землевладельцам» уничтожить земли, превратив их в строительные площадки или, в лучшем случае, выращивать на них рапс либо другие культуры, в дальнейшем продавая их как продукцию третьего сорта на внешний рынок. На сегодня такие земли уже оформлены полностью либо находятся в процессе оформления (то есть, как бы свободная земля есть, но ее нет). Поэтому чиновникам заниматься поиском свободных земель «забесплатно» для простых «смертных» граждан нет никакого резона.

Причина вторая. Из-за не сбалансированного земельного законодательства у местных советов нет доступа к профессиональным кадастровым картам (можно иметь доступ не официально и не за бесплатно). Информацией о свободных землях владеет Госгеокадастр, который имеет право на ее предоставление в порядке изготовления землеустроительной документации или в других случаях, определенных законом. Для того, чтобы получить у него такую информацию, приходится кого-то из специалистов как-то "подмазывать" или чем-то "подогревать". Поэтому, для того чтобы хотя бы узнать о наличии свободной земли, на которую законом дано право претендовать, расположенной на территории того или иного местного совета, гражданин вынужден платить взятки. А те, кто этого делать не может или не хочет, вообще остаются «у разбитого корыта». И так далее, и тому подобное.

По этим двум основным причинам, на мой взгляд, и является данное гражданам право обделенным.

Из вышеизложенного далее совершенно закономерно напрашивается 2 вопроса:
1. Что будет дальше?
2. Как изменить ситуацию к лучшему?

Ответ на первый вопрос. Существующая система власти не способна по своей сути реализовывать права граждан, если за столько времени не удосужилась направить свои действия на защиту этих прав, то в дальнейшем, совершенно очевидно, делать в этом плане ничего не будет. Преследуя только свои личные интересы, будет и в дальнейшем распоряжаться земельными ресурсами, как посчитает нужным.

Ответ на второй вопрос. Только смена системы власти с проведением жестких реформ изменит ситуацию к лучшему.

Геннадій Гросфілер
член ГО «Поступ»